Все залы Эрмитажа

В зданиях Эрмитажа сохранились интерьеры великолепных залов, каждый из которых несёт в себе собственную историю и архитектурный замысел. Шедевры русского зодчества расположены в Зимнем дворце, Малом, Большом и Новом Эрмитажах. Сегодня в роскошных интерьерах разместились экспозиции музея. На экскурсии в Эрмитаж у посетителей есть возможность не только увидеть музейные коллекции, но и полюбоваться красотой помещений, которые создавались знаменитыми архитекторами для императорской семьи.

Павильонный зал

В середине XIX века архитектор Штакеншнейдер создал в Малом Эрмитаже Павильонный зал. Изысканное убранство помещения отличается роскошью и изяществом — белоснежные стены и колонны с лепными пилястрами, золотая отделка интерьеров второго яруса и потолка, хрустальные люстры. Большие панорамные окна наполняют Павильонный зал светом и воздухом. В некоторых из них ещё сохранились аутентичные стёкла с розоватым оттенком. При проектировании помещения использованы мотивы архитектурных решений эпохи Ренессанса, мавританского стиля и эклектики. В Павильонном зале экспонируются мозаичные столы, а также знаменитые часы «Павлин» — украшение Малого Эрмитажа.

Лоджии Рафаэля

Длинная галерея, протянувшаяся в здании Большого Эрмитажа параллельно Зимней канавке, имеет особую историю. Лоджии Рафаэля — точная копия произведений великого мастера живописи, украшавших Ватиканский дворец. Фрески настолько приглянулись Екатерине II, что она с разрешения Папы Римского заказала их точные копии, а архитектор Кваренги построил отдельную галерею для размещения живописных сюжетов. Оригинальные полотна копировались группой русских художников, целенаправленно прибывших с этой миссией в Ватикан. Сюжеты создавались на холстах, а затем были доставлены в свитках в Зимний дворец. Несмотря на то, что при строительстве Нового Эрмитажа здание реконструировалось, лоджии Рафаэля остались нетронутыми и сегодня по-прежнему радуют глаз посетителей великолепными сюжетами.

Гербовый зал

Апофеоз величия и роскоши Зимнего дворца — Гербовый зал, созданный архитектором Стасовым в классическом стиле. Площадь его составляет тысячу квадратных метров, а во внутреннем убранстве помещения доминирует цвет золота. Позолоченные колонны и пилястры поддерживают балкон второго этажа, также отделанный золотом. Вход в зал с обеих сторон украшен барельефами знаменосцев. На древках флагов можно увидеть российские губернские гербы. Также гербами украшены семь изящных люстр, освещающих зал. В центре помещения установлена огромная 4-тонная чаша из уральского авантюрина. Выход из Гербового зала в Военную галерею обрамляют позолоченные торшеры с подвесными светильниками.

Александровский зал

Александровский зал спроектирован на месте Ковровой комнаты и Кавалергардского зала. Входит в состав Большой анфилады и создан Николаем I в память о своём отце и событиях войны 1812 года. Верхние ярусы стен и потолок, отделанные в бело-голубых оттенках, украшены барельефами сцен главных военных действий. Позолоченные подвесные люстры и наборный паркет дополняют роскошь убранства. На одной из стен разместился портрет императора, в честь которого назван зал — Александра I. Также в витринных шкафах выставлена коллекция европейского серебра.

Гостиная Марии Александровны

Личная комната супруги императора Александра II поражает блеском роскошной золотой отделки. Золотая гостиная расположена в Зимнем дворце и спроектирована архитектором Александром Брюлловым по подобию немецких тронных залов. Низкие потолочные своды напоминают кремлёвские хоромы. Золотые стены в обрамлении тёмно-голубых штор с золотистым рисунком как будто светятся изнутри, когда на них попадает солнечный свет. Блеск хрустальных люстр отражается в квадратах бежевого наборного паркета. Мраморный камин обрамляют колонны из уральской яшмы. Золотая гостиная по своему великолепию не уступает Малахитовому залу свекрови Марии Александровны — императрицы Александры Фёдоровны, где двери и потолок также выполнены в золотистых оттенках.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная стала промежуточным звеном между парадными залами Зимнего дворца и комнатами императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. В этом зале собирались представители царской династии перед торжественными выходами в парадные помещения. Как и другие залы Зимнего дворца, Малахитовая гостиная проектировалась после грандиозного пожара конца 30-х гг. XIX века. Именно в эти годы на Урале было открыто месторождение малахита — великолепного тёмно-зелёного полудрагоценного камня. Малахитовая отделка в интерьерах стала дворцовым бестселлером середины столетия. Украсить гостиную жены уральским камнем велел сам Николай I. В сочетании с золотом малахитовые колонны и пилястры смотрятся особенно пышно и торжественно.

Концертный зал

Концертный зал Эрмитажа создавался по проекту архитектора Стасова. Стены помещения отделаны белой итальянской штукатуркой стукко венециано. Стукко, благодаря своей прочности и благородному глянцевому блеску, причисляется к виду искусственного мрамора. Строгая белая отделка и классическое убранство придают помещению торжественность и изыск. Средний ярус стен украшают статуи античных муз, расположившиеся над колоннадами первого уровня. Изящные торшеры и многоярусная люстра излучают мягкий свет. С белоснежной отделкой великолепно сочетаются предметы серебра из старинных коллекций. Главный экспонат помещения — серебряный саркофаг Александра Невского с барельефами сцен сражений, серебряными доспехами и скульптурами.

Белый зал

Парадный Белый зал открывает вход в череду комнат супруги Александра II. Прямоугольное помещение с белыми стенами по своему оформлению перекликается с Концертным залом — колонны с пилястрами, статуи покровителей искусств, великолепные люстры, камин из редкого вида мрамора. Через окна, расположенные по всей длине южной стороны, в Белый зал попадает максимум солнечного света, что делает помещение ещё более светлым и торжественным. Белый зал заменил собой несколько комнат, пострадавших при пожаре, став одним из самых больших в Зимнем дворце. Сегодня стены помещения украшены полотнами французской живописи, а во внутреннем пространстве разместилась выставка мебели екатерининской эпохи.

Залы, посвященные Древнему Египту

Создание залов Эрмитажа, посвящённых египетской культуре, пришлось на советский период. Первый зал был основан на месте Главного музейного буфета. В начальную коллекцию вошли артефакты, которые привозились из Египта русскими археологами в конце XIX века. Сегодня экспозиция занимает уже целых три зала, расположенных в правом крыле первого этажа. Собрание экспонатов позволяет узнать об истории великой цивилизации 1-4 тысячелетий нашей эры. В залах представлены рельефные части гробниц и сами саркофаги, деревянные фигуры, статуи фараонов, мумии жрецов, предметы художественных ремёсел.

Залы с памятниками Греции и Рима

В здании Нового Эрмитажа почти три десятка залов посвящены античной культуре древних римлян и греков. Древнюю Грецию представляют залы: греческой скульптуры, греко-этрусских ваз, древностей Боспора. Среди древнеримских экспозиций особый интерес представляет зал Юпитера. В интерьере зала — бело-голубые потолочные своды, нежно-салатовый искусственный мрамор стен и эффектная итальянская плитка. Центр каждого свода украшен барельефами известных скульпторов. Всё пространство помещения занимают постаменты со скульптурами римских императоров и великих деятелей. Центральное звено композиции — величественная статуя Юпитера, восседающего на троне со скипетром и жезлом. Примечательно, что эта статуя, с момента её появления в Эрмитаже во второй половине XIX столетия, ни разу не покидала дворцовых стен. Также большой интерес представляют залы: императора Августа, эллинизма, Колыванской вазы. Колыванская ваза весом 19 тонн выполнена из зелёной яшмы, её высота достигает пяти метров, а ширина — трёх.

Рыцарский зал

Рыцарский зад создан в одном из парадных помещений Нового Эрмитажа. Экспонировать в музее коллекции оружия задумал ещё Александр I. Император был много лет увлечён историей западноевропейского оружия и обладал богатым собранием военных реликвий. В его коллекции хранились уникальные предметы оружия европейских мастеров, а также трофеи, добытые с полей сражений в битвах с турками и персами. Именно коллекция Александра I легла в основу масштабной экспозиции, ныне представленной в Рыцарском зале. Выставка насчитывает более 15 тысяч образцов оружия XV-XVII вв. Центральное звено оружейного собрания — фигуры четырёх конников в рыцарских доспехах.

Малый и Большой Итальянский просветы

В здании Нового Эрмитажа есть внутренние галереи с потолочными окнами, через которые в помещения попадает естественный свет. Ещё с императорских времён эти галереи стали называться просветами. Всего в Новом Эрмитаже насчитывается три таких галереи — Малый и Большой итальянский просветы, а также Малый испанский просвет. В Малом итальянском просвете, занимающем почти три десятка залов, собрана коллекция самых крупных живописных полотен. Картины размещены на стенах, декорированных красным материалом. Потолочная часть выполнена в бело-голубых оттенках, украшена великолепным позолоченным декором. С голубыми деталями гармонируют лазуритовые вазы и столешницы, порфировые торшеры. В аналогичном стиле созданы интерьеры Большого просвета. Голубизна потолков здесь более спокойная, а вазы и столешницы выполнены из уральского малахита.

Зал Тициана

Выставке произведений знаменитого художника в Эрмитаже посвящён отдельный зал. Картины в позолоченных рамах разместились на стендах, обитых красным полотном. Всего в зале Тициана представлено 10 картин, созданных мастером в разные периоды своего творчества, в том числе знаменитые — «Кающаяся Мария Магдалина», «Даная», «Венера перед зеркалом».

Зал Леонардо да Винчи

В самом роскошном интерьере Большого Эрмитажа представлены две знаменитых картины великого Леонардо да Винчи — «Мадонна с младенцем» и «Мадонна Литта». Зал, в котором выставлены работы итальянского мастера, создавался архитектором Штакеншнейдером. Картины да Винчи разместились среди яшмовых колонн и панелей, живописных стеновых и потолочных панно.
+7 812 727 11 18
info@pit-tourist.ru

Мы лучше других знаем Санкт-Петербург